ФГОС ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Это совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, утверждённых федеральным органом исполнительной власти.
Уровень образования – завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.
Документы, лежащие в основе разработки ФГОС:
Конституция РФ;
Законодательные документы РФ, в том числе «Закон об образовании в Российской Федерации»;
Конвенция ООН о правах ребёнка;
СанПиНы.
Основные принципы Стандарта
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
Уважение личности ребёнка;
Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Цели Стандарта
Повышение социального статуса ДО;
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
Обеспечение государственных гарантий уровня
и качества образования на основе единства обязательных требований;
Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Основные принципы Дошкольного Образования
- Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
- Индивидуализация дошкольного образования;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество Организации с семьёй;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей (возрастная адекватность);
- Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
ФГОС. Образовательные области
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие.
Основные задачи образовательных областей представлены в стандарте.
Содержание каждой области или то, что входит в то или иное направление развития и образования представлены ниже.
Такая структуризация будет достаточно условной, так как многие личностные качества (самостоятельность, инициативность и др.), а также знания, умения и навыки воспитанников развиваются и формируются при обязательном учете принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Тем не менее, основное содержание образовательных областей такое:
- Социально-коммуникативное развитие:
нравственное воспитание,
патриотическое воспитание,
правовое воспитание,
гендерное воспитание,
коммуникативное развитие,
трудовое воспитание,
формирование основ безопасности жизнедеятельности.
- Познавательное развитие:
ознакомление с окружающим социальным миром,
ознакомление с окружающим природным миром,
ознакомление с окружающим предметным миром,
формирование элементарных математических представлений,
экспериментирование и исследовательская деятельность,
сенсорное развитие.
- Речевое развитие:
формирование звуковой культуры речи,
формирование словаря,
формирование грамматического строя речи,
развитие связной речи,
развитие речевого творчества,
ознакомление с художественной литературой,
- Художественно-эстетическое развитие:
развитие восприятия произведений искусства и литературы,
музыкальное развитие,
рисование,
лепка,
конструирование,
аппликация.
- Физическое развитие:
охрана и укрепление здоровья,
развитие физических качеств,
формирование представлений о здоровом образе жизни.