РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
инструктора по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 194 г. Челябинска»
Волосникова
Елена
Михайловна
Подписан: Волосникова Елена Михайловна
DN: C=RU, OU=1, O="МБДОУ ""ДС №194
г.Челябинска""", CN=Волосникова Елена
Михайловна, E=dschel194@gmail.com
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.01.29 18:22:16+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
Разработчики программы:
Инструктор по физической культуре
высшей квалификационной категории
Никифорова Наталия Сергеевна
Челябинск, 2020
Аннотация
Данная рабочая программа является обязательным педагогическим документом
образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной
деятельности инструктора по физической культуре в группах общеразвивающей
направленности на русском языке в очной форме: в группе раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Рабочая программа разработана инструктором по физической культуре. на основе
Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС № 194 г.
Челябинска». Предусматривает реализацию образовательной программы дошкольного
образования в группах с 12-часовым пребыванием воспитанников при пятидневной рабочей
неделе.
Рабочая программа учитывает различные формы взаимодействия педагога с детьми: в
периоды непрерывной образовательной деятельности, во время проведения праздников,
досугов; при проведении подвижных игр на спортивной площадке; во время индивидуальной
или подгрупповой работы. Также учитывается создание условий для самостоятельной
деятельности детей по направлению «Физическое развитие». В рабочие программы включен
раздел «Формы взаимодействия с родителями (законными представителями)»,
представляющий план взаимодействия с семьями воспитанников.
Структура рабочей программы соответствует федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования и включает 3 раздела (целевой,
содержательный, организационный).
Срок реализации в течение учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
I
1.1
Пояснительная записка
1.2
Цели и задачи рабочей программы
1.3
Принципы построения программы
1.4
Характеристика особенностей физического развития детей раннего и
дошкольного возраста.
1.5
Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей
программы
1.6
Система оценки результатов освоения программы.
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1
Реализации образовательной области «Физическое развитие» в
группах дошкольного возраста, в том числе с другими образовательными
областями.
2.2
Перспективное
планирование непрерывной
образовательной
деятельности в группе раннего возраста
Перспективное планирование непрерывной образовательной
деятельности в младшей группе
2.3
Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
2.4
Комплекс оздоровительных мероприятий (для ослабленных
воспитанников)
2.5
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
III.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1
Режим двигательной активности воспитанников
3.2
Система физкультурно-оздоровительной работы
3.3
Расписание непрерывной образовательной деятельности
3.4
Учебный план по реализации рабочей программы
3.5
Материально-технические условия реализации программы
3.6
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
3.7
Взаимодействие с воспитателями
3.8
Взаимодействие с родителями
.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 194
г. Челябинска (далее – МБДОУ), образовательная организация, осуществляющая в качестве
основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам
дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (Закон об образовании в Российской
Федерации, ст.21, п.2). Рабочая программа инструктора по физической культуре (Далее Программа) разработана на основе образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ с учетом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) и на основе следующих нормативно-правовых
документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013
г. № 28564);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
Программа является составным компонентом образовательной программы МБДОУ,
характеризует систему организации физического развития воспитанников с 1.5 до 3 лет,
определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия, развитие физических качеств, создание благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Программа ориентирована на активное освоение детьми от 1.5- 3 лет разнообразных
двигательных качеств (гибкость, сила, ловкость, выносливость, быстрота) и соответствует
принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка через осознание
своих потребностей, возможностей и способностей. Решение программных образовательных
задач осуществляется в рамках непрерывной образовательной деятельности, в разных формах
совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Программа проектируется как увлекательная игровая деятельность. В большей степени,
развивающие и образовательные ситуации. Построение педагогического процесса при
реализации программы предполагает использование наглядно-практических методов и
способов организации деятельности.
1.2 Цель и задачи рабочей программы
Программа направлена на решение следующих задач, определенных ФГОС ДО:
1. Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2. Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
3. Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
5. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
6. Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
7. Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных
форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья
детей;
8.
Формирования
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9. Обеспечения
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей. На практике вся система физического развития и воспитания ребенка в ДОУ строится
вокруг физиологического и медицинского подходов к организации воспитательно–
образовательного процесса. Первостепенное значение уделяется вопросам здоровья детей и
организации условий для его охраны и укрепления, а целью физического воспитания
становится формирование привычки к здоровому образу жизни. Между тем, поставленная цель
может реализоваться только в комплексности решения оздоровительных, образовательных и
воспитательных задач во всех направлениях работы с дошкольниками.
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья детей,
повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды
и работоспособности организма. Более того, охрана и укрепление физического здоровья
воспитанников ДОУ являются одной из основных задач детского сада. (Концепция
дошкольного воспитания, 1989). Учитывая специфику данного термина, оздоровительные
задачи физического воспитания определяются применительно к каждой возрастной группе
воспитанников в более конкретной форме:
Помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению
связочно–суставного аппарата, способствовать развитию всех групп мышц (особенно – мышц-
разгибателей), формированию опорно–двигательного аппарата и развитию двигательного
анализатора;
Способствовать правильному соотношению частей тела и правильному
функционированию внутренних органов, совершенствованию деятельности сердечно –
сосудистой и дыхательной систем, развитию органов чувств, функции терморегуляции и
центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их
подвижность). Однако, в настоящее время уже доказано, что, кроме понятия физического
здоровья, с которым тесно связаны вышеперечисленные оздоровительные задачи, существует
понятие психического и психологического здоровья. Психологическое здоровье делает
личность самодостаточной. Опираясь на положение психологии здоровья, можно
предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья
физического и является необходимым условием полноценного развития человека в процессе
его жизни, поэтому если психологически человек здоров, то вероятнее всего, он будет здоров и
физически.
Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и
навыков, развитие психофизических качеств и двигательных способностей, передачу
простейших понятий о физической культуре и доступных знаний о спорте. Кроме того,
современные программно – методические разработки (Глазыриной Л.Д., Кудрявцева В.Г.,
Егорова Б.Б.) нацеливают воспитателей на постановку специфических проблемно –
двигательных задач физического воспитания. Так, например, в процессе освоения основных
движений у ребенка можно развивать различные виды памяти: эмоциональную, образную,
словесную. Аналогичные исследования, проведенные другими учеными, доказали роль
физического воспитания в развитии восприятия и мышления, воображения дошкольников,
расширении их познавательных возможностей и развитии интеллектуальных способностей. В
частности, исследования, проведенные Тарасовой Т.А., показали, что дошкольники, имеющие
низкий уровень физической подготовленности, в 72% случаев характеризовались низким
уровнем познавательной активности. У дошкольников со средним уровнем физической
подготовленности низкий уровень познавательной активности встретился в 22%, а среди детей
с высоким уровнем физической подготовленности не оказалось ни одного случая с низким
уровнем познавательной активности. В процессе физического воспитания осуществляются
воспитательные задачи, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и
потребности в здоровом образе жизни, формирование культуры чувств и эстетического
отношения к физическим упражнениям. Благодаря физическому воспитанию создаются
благоприятные условия:
Для воспитания волевых качеств личности (смелость, решительность, выдержка,
настойчивость и т.д.);
Для формирования положительных черт характера (организованность, скромность и др.);
Для нравственных основ личности (чувства собственного достоинства, справедливости,
товарищества, взаимопомощи и т.п.). При этом очень важно, как писал известный теоретик в
области физического воспитания Новиков А.Д., что «…в определении роли физического
воспитания в формировании … моральных и волевых качеств человека мы не можем
ограничиться заявлением только о «содействии» развитию этих интересов и качеств…». «Роль
физического воспитания … заключается в том, что оно выступает не только как одно из
неотъемлемых условий…воспитания, но главным образом в том, что сам процесс физического
воспитания органически участвует в формировании характера и моральных качеств человека».
1.3 Принципы и подходы к реализации Программы
Эффективность решения данных задач зависит от правильного подбора принципов,
подходов, методов в воспитании и развитии детей.
Данная программа построена на основе качественного подхода к проблеме развития
психики ребенка. Качественный подход постулирует, что психика ребенка обладает
качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе
онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослой особи. Это
положение развивается в трудах двух крупнейших психологов ХХ столетия - Льва Семеновича
Выготского и Жана Пиаже. Возрастной подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,
Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
Возрастной подход к развитию психики ребенка учитывает, что психическое развитие
на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также
имеет свою специфику, отличную от другого возраста.
Личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин,
А.В. Запорожец) к проблеме развития психики ребенка.
Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными
мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения
развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном
непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна
быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее
воздействие.
Исходя из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и
интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Идея о
поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития
принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о
приоритете интеллектуального развития.
Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и
активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные, которые выражают
специфические закономерности физического воспитания:
Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по
физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен
обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для
двигательной активности детей.
Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который
выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально –
нравственного и художественно – эстетического воспитания, единства своей реализации с
принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью. Принцип гуманизации и
демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания детей в
детском саду и физкультурно–оздоровительной работы с детьми на основе личностного
подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов
спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с
детьми и детей между собой.
Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный
режим в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные
способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и
моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной
активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.
Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий,
цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности
чередовании я нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных
занятий.
Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и
семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности,
гигиенических процедур, культурно – гигиенических навыков, развития двигательных навыков.
Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников,
привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных
досугах и праздниках, походах.
Кроме принципов, выделяются методы физического развития и воспитания.
Традиционно различаются три группы методов.
1. Наглядные методы, к которым относятся:
- Имитация (подражание);
- Демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, которому
следует привлекать самих воспитанников;
- Использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, видеофильмы и т.д.);
- Использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов: первые побуждают детей к
деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть
наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более эффективному развитию
воссоздающего воображения; вторые применяются для освоения ритма и регулирования темпа
движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, чувства ритма и музыкальных
способностей.
2. К словесным методам относятся название инструктором по физической культуре
упражнений, описания, объяснения, комментирование хода их выполнения, указания,
распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы, рассказы, выразительное чтение
стихотворений и многое другое.
3. К практическим методам можно отнести выполнение движений (совместно –
распределенное, совместно – последовательное выполнение движений вместе с педагогом и
самостоятельное выполнение), повторение упражнений с изменениями и без, а также
проведение их в игровой форме, в виде подвижных игр и игровых упражнений, и
соревновательной форме.
Наряду с методами значительное внимание отводится средствам физического
воспитания. К средствам физического развития и оздоровления детей относятся:
- Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения,
площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и пр.), которые способствуют
нормальной работе всех органов и систем и повышают эффективность воздействия физических
упражнений на организм;
- Естественные силы природы (солнце, воздух, вода), которые формируют
положительную мотивацию детей к осуществлению двигательной активности, повышают
адаптационные резервы и функциональные возможности организма, увеличивает эффект
закаливания и усиливает эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка;
- Физические упражнения, которые обеспечивают удовлетворение естественной
биологической потребности детей в движении, способствуют формированию двигательных
умений и навыков, физических качеств, развитию способности оценивать качество
выполняемых движений.
Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается только при
комплексном применении всех средств и методов, а также – форм организации физкультурно–
оздоровительной работы с детьми. Такими организованными формами работы являются:
- Разные виды занятий по физической культуре;
- Физкультурно–оздоровительная работа в режиме дня;
- Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные праздники, Дни здоровья и
др.);
- Самостоятельная двигательная деятельность детей;
- Занятия в семье.
Таким образом, рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре,
утренней гимнастики, подвижных игр и физических упражнений во время прогулок,
физкультминуток на занятиях с умственной нагрузкой, времени для самостоятельной
двигательной активности воспитанников и активного двигательного отдыха создает
определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и
укрепления здоровья детей. Поэтому, кроме рационального режима занятий, отдыха, питания и
сна, каждое ДОУ составляет модель двигательного режима, которая включает в себя всю
динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
Оценка эффективности организации двигательного режима и всех форм оздоровительно
– воспитательной деятельности в детском саду, направленной на физическое образование его
воспитанников, оценивается с помощью следующих критериев:
1. Все физкультурные мероприятия (двигательный режим) должны составлять 50 – 60 %
периода бодрствования.
2. Разученные движения для закрепления и совершенствования переносятся в
повседневные формы работы: утренняя гимнастика, подвижные игры и гимнастика
пробуждения с закаливающими процедурами, физкультминутки, динамический час, занятия по
интересам.
3. Физические досуги и праздники повышают интерес к физическим упражнениям. При
этом используется соревновательный метод, который является средством повышения
двигательной активности.
4. Самостоятельная двигательная деятельность является критерием, определяющим
степени овладения двигательными умениями. Если дети легко, свободно и творчески
используют движения, значит, они в полной мере освоили их в организованных формах работы.
5. С детьми, отстающими в двигательном развитии необходимо систематически
проводить коррекционную, дифференцированную и индивидуальную работу.
6. Вся физкультурно–оздоровительная работа проводится в тесном единстве с семьей.
Родителей знакомят с физкультурной работой в детском саду, информируют об уровне
подготовленности ребенка (индивидуальная карта), приглашают участвовать в совместных
занятиях (непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, досуги,
праздники, Дни здоровья, походы и экскурсии); рекомендуют организовать здоровый образ
жизни (двигательный режим) в семье; предлагают специальную литературу и видеофильмы,
изучают опыт использования физической культуры в семье. Очень важной, составной частью
гармонической личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность,
ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства.
1.4 Характеристика особенностей физического развития детей раннего и
дошкольного возраста
На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметноигровая деятельность. На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции
его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Для детей второго года жизни
характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба. Дети
учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве,
перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. В
подвижных играх дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте. В начале
второго года дети много и охотно лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже
(приставным шагом) и на шведскую стенку, а также перелезают через бревно, подлезают под
скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются
и подражательные движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх дети привыкают
координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10 человек).
Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование
основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему
сосредоточиться на спокойных занятиях.
На 3 – м году жизни характерный для первых двух лет интенсивный темп физического
развития несколько замедляется, но весь организм крепнет, растёт, развивается нервная
система, совершенствуется моторика. Ребёнок в этом возрасте чрезвычайно активен, старается
действовать самостоятельно. Сох
раняется стремление действовать с предметами. Существенное значение для развития
моторики имеет возникновение сюжетной игры. Движения ребёнка ещё не сформированы как
произвольные, они часто непреднамеренны, направления их случайны. Хотя в этом возрасте у
малыша появляется способность устанавливать некоторое сходство с образцом, действуя по
подражанию, он не придерживается точно заданной формы движения. К концу года движения
выполняются с большей свободой и лёгкостью, приобретают ритмичный и размеренный
характер. Это поддерживает положительное эмоциональное отношение к двигательной
деятельности. У ребёнка развивается двигательная память, позволяющая самостоятельно
воспроизводить выполненные ранее движения.
1.5 Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет
требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных
результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения
образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры Согласно ФГОС
ДО, результаты освоения воспитанниками МБДОУ образовательной программы дошкольного
образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования –
целевые ориентиры. Целевые ориентиры не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей
(ч.2 ст.11 ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Освоение
Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников (ч. 2 ст. 64 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы Результаты
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,
которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка.
О чем узнают
Дети узнают о новых способах ходьбы и бега, прыжков, ползания, лазания;
дети
катания, бросания и метания предметов и упражнений в равновесии; осваивают
различные способы построения (с помощью воспитателя); знакомятся с
различными исходными положениями при выполнении общеразвивающих
упражнений (стоя, в движении, сидя, лёжа на спине и животе, с предметами и без
них); закрепляют освоенные навыки основных видов движений в подвижных играх.
Что
Построения (с помощью воспитателя) в колонну по одному, по два – парами,
осваивают дети в круг. Общеразвивающие упражнения с предметами и без; различные исходные
положения (стоя, сидя, лёжа на спине и животе). Основные движения: разные
способы ходьбы за воспитателем – группой, парами, по кругу, с изменением темпа
с переходом на бег и наоборот, с изменением направления, врассыпную, по
ориентиру, между предметами; Бег в прямом и разных направлениях (не
наталкиваясь), друг за другом, с изменением темпа, в медленном темпе до 1 минуты
непрерывно; Ползание до 3 – 4 м в прямом направлении на средних и высоких
четвереньках по полу, по наклонной доске, по гимнастической скамейке,
подлезание под препятствия высотой 30 – 40см, перелезание через препятствие,
лазание по гимнастической стенке (высота 1,5м); Катание мяча воспитателю, друг
другу, под дугу, стоя и сидя; бросание мяча вперёд из разных и.п.; бросание мяча
через шнур и сетку, бросание мяча на дальность, в горизонтальную цель двумя
руками, правой и левой рукой с расстояния 1м; ловля мяча с расстояния 50 – 100см;
Прыжки на двух ногах на месте, с небольшим продвижением вперёд, через шнур,
через две–три параллельные линии (расстояние между линиями 10– 30см), прыжки
вверх с касанием предмета, расположенного в 5–10см выше поднятой руки ребёнка;
Ходьба и бег между двумя параллельными линиями (25–30см), с перешагиванием
через предметы, ходьба по гимнастической скамейке, по наклонной поверхности.
Планируемые
- Ходить и бегать не наталкиваясь; - Прыгать на двух ногах на месте и с
результаты освоения
продвижением; - Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч; - Ползать,
программы
подлезать под натянутую верёвку, переползать через бревно, лежащее на полу; Влезать на лесенку - стремянку и спускаться с неё.
1.6. Система оценки результатов освоения рабочей программы
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации
образовательной программы дошкольного образования настоящие целевые ориентиры
предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Согласно п.4.3. ФГОС ДО целевых ориентиров не подлежат непосредственной оценке, в
том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей.
Педагогическая диагностика предполагает оценку индивидуального развития
(достижений) дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и
лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности два раза в год: сентябрь и апрель
(начало и конец учебного периода). Инструментарий для педагогической диагностики – карта
наблюдений детского развития, позволяющей фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка в ходе: физического развития. Результаты
педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих
образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей
его развития); оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности
педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную
динамику детей и скорректировать свои действия. При оценке индивидуального развития детей
используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует
качественная характеристика:
1 – низкий уровень: знания поверхностны; умения в организации деятельности не
сформированы или сформированы частично;
2 – достаточный (средний) уровень: знания о деятельности с детьми не в полном объёме,
допускаются незначительные ошибки в применении теоретических знаний на практике;
3 – оптимальный (высокий) уровень: системные знания о вопросе в полном объёме,
осмысленное воспроизведение знаний; грамотное применение усвоенных знаний в
практической деятельности с детьми, т.е. умения сформированы полностью.
Итоговая оценка определяется выведением среднего балла:
1 – 1,5 баллов – низкий уровень развития (Н);
1,6 – 2,5 – достаточный (средний) уровень (Д);
2,6 – 3 – оптимальный (высокий) уровень (О)
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Реализация образовательной области «Физическое развитие» в группах раннего
и дошкольного возраста
Содержание психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста дается по
образовательным областям: «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное
развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое
развитие».
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по
формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются
интегрированно, в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами,
отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим
сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается
не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе режимных
моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной
деятельности детей. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег,
мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового
образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном
режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Создание условий для поддержки детской инициативы в образовательной области
«Физическое развитие» в группе раннего возраста
Задачи
Условия, создаваемые взрослыми в рамках
образовательной области в
Образовательной программы
соответствии с Примерной
основной образовательной
программой дошкольного
образования
1. Укрепление здоровья
Взрослые организуют правильный режим дня, приучают
детей, становление ценностей
детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме
здорового образа жизни
объясняют, что полезно и что вредно для здоровья.
2. Развитие различных
Взрослые
организую
пространственную
среду
с
видов двигательной активности
соответствующим оборудованием – как внутри помещений
Организации, так и на внешней ее территории (горки, качели и т.
п.) для удовлетворения естественной потребности детей в
движении, для развития ловкости, силы, координации и т. п.
Проводят подвижные игры, способствуя получению детьми
радости от двигательной активности, развитию ловкости,
координации движений, правильной осанки. Вовлекают детей в
3.
навыков
поведения
игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики
Формирование
Взрослые создают в Организации безопасную среду, а также
безопасного
предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и
здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за
счет подавления детской активности и препятствования
деятельному исследованию мира
Создание условий для поддержки детской инициативы в образовательной области
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» в дошкольных группах
Задачи
Условия, создаваемые взрослыми в рамках
образовательной области в
Образовательной программы
соответствии с Примерной
основной образовательной
программой дошкольного
образования
1. Становление у детей
Взрослые способствуют развитию у детей ответственного
ценностей здорового образа
отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что
жизни
может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям
осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его
элементарных норм и правил, в том числе правил здорового
питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию
полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание
собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических
навыков. Создают возможности для активного участия детей в
оздоровительных мероприятиях
2. Совершенствование
Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка
двигательной
активности
представлений о своем теле, произвольности действий и движений
детей,
развития
ребенка. Для удовлетворения естественной потребности детей в
представлений о своем теле
движении
и
взрослые организуют пространственную среду с
своих
физических
соответствующим оборудованием как внутри помещения так и на
возможностях, формировании
внешней территории (горки, качели и т. п.), подвижные игры (как
начальных представленийсвободные,
о
так и по правилам), занятия, которые способствуют
спорте
получению детьми положительных эмоций от двигательной
активности, развитию ловкости, координации движений, силы,
гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы
детского организма. Взрослые поддерживают интерес детей к
подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям
в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей
выполнять физические упражнения, способствующие развитию
равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты,
крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не
наносящего ущерба организму выполнения основных движений.
Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные
игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у
детей интерес к различным видам спорта, предоставляют детям
возможность кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде,
плавать, заниматься другими видами двигательной активности.
Содержание психолого - педагогической работы. Формирование начальных
представлений о здоровом образе жизни.
Основные цели и задачи: формирование у детей начальных представлений о здоровом
образе жизни. Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной
жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык —
пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать,
бегать, ходить; голова — думать, запоминать.
Физическая культура
Основные цели и задачи:
- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и
физической работоспособности, предупреждение утомления.
- Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и
навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности
движений, формирование правильной осанки.
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
- Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности,
способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к
участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в
самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить
ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями
рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления
передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во
время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Учить ползать, лазать, разнообразно
действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на
двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные
игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения
детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег,
бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие
действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить
водичку, как цыплята, и т. п.).
Ходьба. Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу, взявшись за руки, с
изменением темпа, с переходом на бег, и наоборот, с изменением направления, врассыпную
(после 2 лет 6 месяцев), обходя предметы, приставным шагом вперед, в стороны.
Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м) с
перешагиванием через предметы (высота 10-15 см); по доске, гимнастической скамейке, бревну
(ширина 20-25 см). Кружение в медленном темпе (с предметом в руках).
Бег. Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне
по одному, в медленном темпе в течение 30-40 секунд (непрерывно), с изменением темпа. Бег
между двумя шнурами, линиями (расстояние между ними 25-30 см).
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м); по доске,
лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см; по
гимнастической скамейке. Подлезание под воротца, веревку (высота 30-40 см), перелезание
через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м)
удобным для ребенка способом.
Катание, бросание, метание. Катание мяча двумя руками и одной рукой педагогу, друг
другу, под дугу, стоя и сидя (расстояние 50-100 см); бросание мяча вперед двумя руками снизу,
от груди, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребенка, с расстояния 1-1,5 м,
через сетку, натянутую на уровне роста ребенка. Метание мячей, набивных мешочков, шишек
на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную цель — двумя руками, правой (левой)
рукой с расстояния 1 м. Ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния 50- 100 см.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперед; прыжки на двух
ногах через шнур (линию); через две параллельные линии (10-30 см). Прыжки вверх с касанием
предмета, находящегося на 10-15 см выше поднятой руки ребенка.
Общеразвивающие упражнения. Упражнения для кистей рук, развития и укрепления
мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их перед грудью
и разводить в стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками
перед собой, над головой, размахивать вперед-назад, вниз-вверх.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.
Поворачиваться вправо-влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему). Наклоняться
вперед и в стороны. Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу. Поднимать и опускать
ноги, лежа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Ходить на месте.
Сгибать левую (правую) ноги в колене (с поддержкой) из исходного положения стоя.
Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носки. Выставлять ногу вперед на
пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).
Подвижные игры. С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек»,
«Кто тише?», «Перешагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль»,
«Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет». С ползанием. «Доползи до
погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай линию!», «Обезьянки». С бросанием и
ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься
точнее!». С подпрыгиванием. «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички
в гнездышках», «Через ручеек». На ориентировку в пространстве. «Где звенит?», «Найди
флажок». Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок».
2.2 Перспективное планирование НОД образовательной деятельности в группе
раннего возраста
2.3 Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы Виды
детской деятельности раннего возраста
1. Общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого.
2. Двигательная активность.
Ведущая деятельность детей
Ведущая деятельность: Предметная деятельность
Социальная ситуация развития: Усвоение способов деятельности с предметами
2.4 Комплекс оздоровительных мероприятий
В течение месяца с момента начала посещения группы (продолжения посещения после
летнего периода) осуществляется адаптационный период и педагогическая диагностика
развития ребенка. В первые две недели сентября проводится адаптационный период для детей
по комплексно-тематическому плану «Здравствуй, Детский сад!».
Адаптация — это часть приспособительских реакций ребенка, который может
испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт,
не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель
должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника,
создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями. Мониторинг
развития детей осуществляется в соответствии с Положением о системе оценки
индивидуального развития детей МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО в сентябре и мае.
Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по
документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это помогает
сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его
развития в дошкольном учреждении коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной
степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию
этих детей.
Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке,
раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном
возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения учебного
материала, выявление особенностей образовательной деятельности. Интересующие сведения
можно получить с помощью таких методов,
как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ ребенка (рисунков,
поделок и др.), педагогическое наблюдение.
Специально спланированное, точно ориентированное и систематическое педагогическое
наблюдение позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее
целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию
действий. Особенно важно наблюдение за ведущей деятельностью ребенка, его познавательной
активностью, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности,
свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника. Результаты проведенного
обследования развития ребенка используются для составления Рабочей программы,
выстраиваемой на основе образовательной программы группы путем применения адекватных
способов индивидуализации и создания специальных условий ее реализации.
Использование специальных образовательных программ и методов Примерная основная
образовательная Программа «Детство» (пилотный проект) направлена на сохранение и
укрепление здоровья детей, на учет индивидуальных особенностей ребенка. Программа
направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за
счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности
(приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и
способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости
к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Принципы построения образовательного процесса
Построение образовательного процесса в МБДОУ, которое реализует оздоровительную
практику, спроектировано на основе интеграции системного, компетентностного и
дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками
социальными,
здоровьесберегающими,
коммуникативными,
деятельностными,
информационными компетенциями.
Организация оздоровительной практики строится на следующих принципах:
• принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение
воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом
выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом
индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
• принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
Важным условием успешности образования является обеспечение условий для самостоятельной
активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально
активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем
социальных услуг;
• принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и
принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения
плодотворного взаимодействия на гуманистической основе, активное включение детей,
родителей и педагогов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания
сообщества как модели реального социума; принцип междисциплинарного подхода.
Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного,
междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и
обучения. Воспитатель составляют образовательный план действий, направленный как на
конкретного ребенка, так и на группу в целом;
• принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут
эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют
потребностям семьи.
• принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель
детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов,
развивающие методы и средства.
Проведение групповых и индивидуальных занятий с детьми
В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко
сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все
дети принимали участие в жизни коллектива. Организация воспитания и обучения соматически
ослабленных дошкольников предполагает внесение изменений в формы развивающей работы.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность,
низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной
деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрено увеличение времени, отводимого на
проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается варьирование
организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в
соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения
зоны его ближайшего развития. Эффективным условием реализации образовательного процесса
является
организация
предметно-развивающей
среды,
стимулирующей
развитие
самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие
возможностей детей. Обязательным условием развития соматически ослабленных детей
является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию
социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию
детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской
деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать
друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать
конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с
помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.
Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные,
так и социальные задачи.
Организация взаимодействия в детско-родительских группах представляет собой
комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие,
музыкальные занятия. Эти занятия ведут специалисты: музыкальный руководитель. В ходе
взаимодействия специалисты проявляют позитивное отношение ко всем детям, демонстрируют
конструктивные способы поведения, оказывают информационную поддержку родителям. В
ходе занятий родители принимают участие в играх, упражнениях, пении, изобразительной
деятельности и этим, с одной стороны помогают детям включиться в занятия, а с другой —
сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со
своими детьми. После занятия родители могут задать вопросы, обсудить волнующие их
проблемы, получить информационную и психологическую поддержку.
Праздники создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых,
являются важным ритуалом группы и всего сада.
2.5 Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями)
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает
большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Ведущая цель конструктивного взаимодействия с семьей — создание необходимых
условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и
развития
компетентности
родителей
(способности
разрешать
разные
типы
социальнопедагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права
родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и
семье;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о
возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и
родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в районе, городе;
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные направления и формы взаимодействия с семьёй
Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной
среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства
между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого,
доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и
воспитания детей. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и
воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной
ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что
семья и МБДОУ равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их
достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в
их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и
взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании.
Взаимопознание и взаимоинформирование
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с
воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном
учреждении, которому доверяет воспитание ребенка.
Педагоги, реализующие основную образовательную программу дошкольного
образования, учитывают в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав
семьи, ее ценности и традиции, а также уважают и признают способности и достижения
родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.
Для обоюдного познания воспитательного потенциала используются специально
организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования;
организация дней открытых дверей в детском саду.
Воспитывающие взрослые постоянно сообщают друг другу о разнообразных фактах из
жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии,
настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Такое
информирование происходит при непосредственном общении, либо опосредованно, при
получении информации из различных источников: стендов, газет, разнообразных буклетов,
интернет-сайта детского сада, органов управления образованием, а также переписки (в том
числе электронной).
На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и
оперативная информация.
К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на
дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об
инновационных проектах дошкольного учреждения.
К тактической информации относятся сведения о педагогах, о режиме дня, о задачах и
содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год.
Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для
воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в
группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах,
совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д. Данный вид информации постоянно
обновляется.
Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно поступала к
воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте детского сада, на страницах групп.
Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для планирования
педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет
эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.
Педагоги должны делиться информацией с родителями (законными представителями) о
своей работе и о поведении детей во время пребывания в МБДОУ; о возможностях
сотрудничества, способствующего адаптации ребенка к детскому саду, его развитию,
эффективному использованию предлагаемых форм образовательной работы. В этом случае
ситуативное взаимодействие способно стать настоящим образовательным партнерством.
Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка
отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно
анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать
подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей
(законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании,
согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны ГБДОУ и семьи.
Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости
привлекают других специалистов и службы (консультации психолога, логопеда, дефектолога и
др.).
Таким образом, педагоги МБДОУ занимаются профилактикой и борются с
возникновением отклонений в развитии детей на ранних стадиях развития. Уважение,
сопереживание и искренность являются важными позициями, способствующими позитивному
проведению диалога.
Непрерывное образование воспитывающих взрослых
Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение
знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации
семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом
образование родителей важно строить не на императивном принципе, диктующем, как надо
воспитывать детей, а на принципе личностной центрированности.
Функцию просвещения родителей выполняет не только детский сад, но и его партнеры, в
том числе организации, объединяющие родительскую общественность.
Основными формами просвещения могут выступать: родительские собрания (общие
детсадовские, районные, городские), родительские и педагогические чтения. Основные формы
обучения родителей: мастер-классы, проекты.
Мастер-класс — особая форма презентации специалистом своего профессионального
мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания
детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами родители,
работающие в названных сферах. Большое значение в подготовке мастер-класса придается
практическим и наглядным методам. Мастеркласс может быть организован сотрудниками
детского сада, родителями, приглашенными специалистами (художником, режиссером,
экологом и др.).
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагогиродители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей
ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов. Совместная деятельность
воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных формах
(праздники, вечера развлечений, проектная деятельность).
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения
родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания
у них бережного отношения к детскому творчеству.
Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего возраста, так как
малыши в возрасте до 3 лет лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся
родители.
Педагоги МБДОУ предлагают родителям (законным представителям) активно
участвовать в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители (законные
представители) могут привнести в жизнь детского сада свои особые умения, пригласить детей к
себе на работу, поставить для них спектакль, организовать совместное посещение музея, театра,
помочь с уборкой территории и вывозом мусора, сопровождать группу детей во время
экскурсий и т. п.
Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей)
предоставляет проектная работа. Родители (законные представители) могут принимать участие
в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д., могут также
самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами.
Организацией поощряется обмен мнениями между родителями (законными представителями),
возникновение социальных сетей и семейная самопомощь.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Режим двигательной активности воспитанников
В образовательном учреждении необходимо проводить постоянную работу по
укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Под
руководством медицинского персонала осуществлять комплекс закаливающих процедур с
использованием природных факторов: воздуха, воды, с учетом состояния здоровья детей. При
проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к
детям, учитывая их индивидуальные возможности. Важно обращать внимание на выработку у
детей правильной осанки. В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный
режим, регулярное проветривание; приучать детей находиться в помещении в облегченной
одежде. Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных
видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность
двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования. Следует
поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на
прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных игр и
упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного
оборудования. Воспитывать у детей интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться
физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Ежедневно следует проводить
с желающими детьми утреннюю гимнастику. В процессе образовательной деятельности,
требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную
образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1-3
минуты.
Формы физкультурно – оздоровительной работы в группе раннего возраста:
- Утренняя гимнастика
- Динамические паузы, физкультминутки
- Совместная деятельность (Физическая культура»)
- Совместная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке
- Бодрящая гимнастика
- Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе
- Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
3.2. Система физкультурно-оздоровительной работы
3.3 Расписание непрерывной образовательной де
3.4. Учебный план по реализации рабочей программы деятельности
В разделе предлагается примерное планирование непрерывной образовательной
деятельности на неделю. Педагоги ДОО самостоятельно дозируют ежедневный объем
образовательной нагрузки на детей, не превышая при этом максимально допустимую нагрузку
в соответствии с действующими СанПиН. Объем недельной образовательной нагрузки,
необходимой для решения задач обязательной части Программы, составляет следующее
количество образовательных ситуаций (занятий, других форм организации детских видов
деятельности).
3.5 Материально-технические условия реализации программы
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) спортивного зала
содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей. Все пространство
РППС группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, правилам
пожарной безопасности. 128 Пособия соответствуют педагогическим, эстетическим,
техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности,
соответствуют возрастным особенностям детей. Игрушки проходят обработку (моются в
проточной воде с мылом). Помещение спортивного зала соответствует требованиям пожарной
безопасности: в группе имеются датчики на случай появления задымления.
Наименование оборудования
количество
3.6 Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
3.7 План взаимодействия с воспитателями
Цель: Создание единого направления в физическом воспитании дошкольников.
Задачи:
1. Отбор оптимальных методов и приемов работы с дошкольниками по физическому
воспитанию.
2. Создание целостной структуры при организации физической культуры и
формирование представлений о здоровом образе жизни.
Формы организации:
Совместная подготовка к образовательной деятельности (воспитатели, специалисты).
Совместная образовательная деятельность
Консультации
Коллективные просмотры
Тренинги
Практикумы
3.8 Взаимодействие с родителями
Цель: Оказание помощи семье в физкультурно-оздоровительном воспитании детей.
Задачи:
1. Повышать уровень культуры родителей, их компетентности в области
здоровьесбережения, физическом воспитании ребенка.
2. Воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и
развитие своего ребенка.
Формы организации:
- Родительские собрания
- Консультации
- Беседы
- Семинары – практикумы.
- Тренинги
- Совместные занятия, праздники, развлечения.
Предполагаемый результат: Родители вовлечены в воспитательно-образовательный
процесс по физическому воспитанию детей. У родителей воспитанников повысился уровень
компетентности в физическом воспитании и развитии дошкольников. В большинстве семей
изменены установки в области здоровьесбережения по отношению к ребенку, скорректированы
родительские позиции.