1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Конвенцией о правах ребенка ООН (вступила в силу для Российской
Федерации 15.09.1990 года);
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказом Минобрнауки России от 31.07.2020 года №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования»;
Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 194 г. Челябинска» (далее - МБДОУ).
2. Цель и задачи оценки индивидуального развития воспитанника
2.1. Цель оценки индивидуального развития воспитанника МБДОУ – выявление
результативности образовательного процесса, лежащего в основе планирования
педагогического проектирования.
2.2. Задачи оценки индивидуального развития воспитанника МБДОУ:
- индивидуализация образования, в том числе поддержка ребенка, построение его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
- оптимизация работы с группой детей.
3. Организация проведения оценки индивидуального развития воспитанника
МБДОУ
3.1 При реализации Программы в МБДОУ проводится оценка индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного
возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую
проводит педагоги-психолог. Участие ребенка в психологической диагностике
допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты
психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического
сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
3.2 Оценка индивидуального развития воспитанника МБДОУ (педагогическая
диагностика) осуществляется в течении времени пребывания ребенка в МБДОУ
(исключая время, отведенное на сон).
3.3. Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) воспитанника
осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные
диагностические ситуации, организуемые воспитателями всех возрастных групп и
специалистами МБДОУ 2 раза в год – в начале (сентябрь) и в конце учебного года (апрель
- май).
Результаты освоения Программы выражаются в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
3.4. Методологическая основа оценки индивидуального развития воспитанника
МБДОУ оценивается по 5 областям:
– социально коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие
– художественно
– эстетическое развитие;
– физическое развитие
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей
в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для
педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие
фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений,
разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,
познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности,
ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать
свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию
индивидуальной траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам
готовятся воспитателями.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические
ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои
действия.
3.5. Результаты оценки индивидуального развития воспитанника МБДОУ
предоставляется воспитателями всех возрастных групп и специалистами МБДОУ
старшему воспитателю. В конце учебного года проводится сравнительный анализ
результативности образовательного процесса, на основе которого определяется
планирование педагогической деятельности на следующий учебный год.
3.6. Оценка индивидуального развития воспитанника МБДОУ воспитателями и
специалистами МБДОУ определяется следующим образом:
Оценивание:
- освоено
- не освоено
4. Контроль
4.1. Контроль проведения оценки индивидуального развития воспитанника
МБДОУ осуществляется заведующим МБДОУ, заместителем заведующего по ВМР,
старшим воспитателем посредством следующих форм:
проведение текущего контроля;
организация тематического контроля;
проведение оперативного контроля;
посещение занятий, организация режимных моментов и других видов
деятельности;
проверка документации.
5. Отчетность
5.1. Воспитатели всех возрастных групп, специалисты МБДОУ в конце года в
автоматизированной информационно-аналитической системе (АИС) «Мониторинг
развития ребёнка в ДОУ» представляют результаты проведения педагогических
наблюдений и исследований. Старший воспитателю, который осуществляет
сравнительный анализ педагогической диагностики, делает выводы, определяет
рекомендации педагогическому проектированию и доводит до сведения педагогов
МБДОУ на итоговом педагогическом совете.
6. Документация
6.1. Материал для проведения оценки индивидуального развития воспитанника
МБДОУ, пособия для определения уровня индивидуального развития воспитанников в
соответствии с ФГОС ДО
хранятся у педагогов МБДОУ и обновляются по мере
необходимости.
6.2. Материал педагогической диагностики для определения целевых ориентиров
хранится у воспитателей.
6.3. Общие результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального
развития оформляются в единую справку и хранятся в методическом кабинете.