1
- Приказом Минобразования России от 27.03.2006г. № 69 «Об особенностях режима
рабочего времени отдыха педагогических и других работников образовательных
учреждений»;
- -Приказом от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении порядка организации
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования».
- -Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи».
- Уставом Учреждения.
1.4 Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и утверждается
приказом руководителя Учреждения. Изменения и дополнения в настоящее
Положение вносятся Педагогическим советом и утверждается приказом
руководителя Учреждения.
1.5. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до
принятия нового.
1. Цели и задачи группы для детей с ТНР
2.1. Группа для детей с ТНР создается в целях:
– оказания
коррекционной
помощи
воспитанникам
Учреждения,
имеющим общее недоразвитие речи первого, второго, третьего уровней, а так
же дизартрию, ринолалию и алалию (далее – ТНР);
– оказания помощи в освоении адаптированной образовательной программы
дошкольного образования (далее – АОП ДО) для детей с общим недоразвитие
речи первого, второго, третьего уровней, дизартрией, ринолалией, алалией.
2.2. Основными задачами группы для детей с ТНР являются:
– обеспечение коррекции ТНР у воспитанников Учреждения;
– своевременное выявление особых
образовательных потребностей
воспитанников, имеющих ТНР;
– обеспечение индивидуально
ориентированной психолого-медико
педагогической помощи воспитанникам, имеющим ТНР, с учетом
особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
– обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении
воспитанниками, имеющими ТНР АОП ДО;
– обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательнообразовательного процесса с воспитанниками, имеющими ТНР;
– профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников
Учреждения;
2
обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических, медицинских работников Учреждения и других
организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям,
имеющим нарушения речи;
– разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических
работников, родителей (законных представителей) Учреждения;
– обеспечение взаимодействия с
родителями (законными
представителями) воспитанников Учреждения по преодолению у ребенка ТНР;
– повышение
педагогической
компетентности
родителей
(законных
представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного
возраста, имеющих ТНР.
–
2. Направления деятельности группы для детей с ТНР
3.1. Коррекционное:
– создание условий, направленных на коррекцию речевого развития
воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими
ТНР уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
3.2. Мониторинговое:
– отслеживание динамики речевого развития детей, имеющих ТНР, их
успешности в освоении основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
3.3. Просветительское:
– создание условий, направленных на повышение профессиональной
компетентности
педагогических работников Учреждения,
педагогической компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
3. Организация комплектования группы для детей с ТНР
4.1. В группу для детей с ТНР зачисляются воспитанники Учреждения, имеющие
нарушения в развитии устной речи: общее недоразвитие речи первого, второго,
третьего уровней, а так же дизартрию, ринолалию, алалию.
4.2. Прием воспитанников Учреждения в группу для детей с ТНР осуществляется в
соответствии с заявлением родителя (законного представителя) (Приложение 1)
на основании коллегиального заключения специалистов территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии (далее –ПМПК).
4.3. Направление детей в ПМПК, имеет рекомендательный характер,
осуществляется с согласия родителя (законного представителя) в соответствии
с обследованием речи детей учителем логопедом Учреждения. Обследование
речи и направление детей в ПМПК проводится в течение всего учебного года.
4.4. Группа для детей с ТНР комплектуется с учетом возраста детей:
3
- старшая группа – детьми в возрасте от 5 до 6 лет;
- подготовительная к школе группа - детьми в возрасте от 6 до 7 лет.
При необходимости допускается комплектование разновозрастной группы.
4.5.Предельная наполняемость группы для детей с ТНР не менее 10 человек.
4.6.В срок до 10 сентября приказом заведующего утверждается список
зачисленных воспитанников Учреждения в группу для детей с ТНР на текущий
учебный год.
4.7.В летний период допускается:
– закрытие группы для детей с ТНР при отсутствии детей, посещающих группу
для детей с ТНР и специалистов, осуществляющих коррекционную работу.
Закрытие группы для детей с ТНР и перевод детей в группы Учреждения
общеразвивающей направленности оформляется приказом руководителя
Учреждения;
– функционирование группы для детей с ТНР при наличии достаточного
количества детей, имеющих ТНР и специалистов, осуществляющих
коррекционную работу.
4.8.Сроки коррекционной работы в группе для детей с ТНР зависят от степени
выраженности речевых нарушений ребенка, динамики коррекционной работы,
индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут
составлять от 1 года до 2-х лет.
4.9.Отчисление воспитанников из группы для детей с ТНР осуществляется в
следующих случаях:
4.9.1.
в связи с получением образования (завершением обучения);
4.9.2.
досрочно, в следующих случаях:
- по инициативе родителей (законных представителей) воспитанника, в том
числе в случае перевода воспитанника для продолжения освоения
образовательной программы в другую группу или организацию,
осуществляющую образовательную деятельность;
- при возникновении медицинских показаний, препятствующих воспитанию и
обучению ребёнка в учреждении;
- по обстоятельствам, не зависящим от родителей (законных представителей)
воспитанника и Учреждения, в том числе в случае ликвидации последнего и
оформляется приказом руководителя Учреждения.
4.10. Отчисление воспитанников из группы для детей с ТНР оформляется приказом
руководителя Учреждения.
4.11. В период пребывания в группе для детей с ТНР воспитанник, имеющий ТНР,
может быть направлен на повторное обследование специалистами ПМПК для
уточнения диагноза и определения дальнейшего образовательного маршрута в
случаях выявления следующих клинических форм и состояний:
недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
выраженные нарушения слуха, зрения;
нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
4
задержка психического развития.
4. Организация коррекционной работы группы для детей с ТНР
5.1. Содержание коррекционной работы в группе для детей с ТНР:
– осуществляется в соответствии с АОП ДО;
– строится
в
соответствии
с
педагогическими технологиями,
обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии
детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей
дошкольного возраста;
– определяется индивидуальными планами работы на каждого воспитанника. В
планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные
мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей детей, имеющих ТНР, их интеграцию в Учреждение.
5.2. Коррекционная работа в группе для детей с ТНР проводится с учетом режима
работы Учреждения во время любой деятельности детей: игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения. Максимально допустимый объем
недельной образовательной нагрузки, включая коррекционную работу не
должен превышать:
– для детей шестого, седьмого года жизни - 6 часов 15 мин. и 8 часов 30 мин.
соответственно.
5.3.Основными формами коррекционной работы с воспитанниками группы для
детей с ТНР являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
5.4.Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий определяется:
– для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста):
индивидуальных 20-25 минут, подгрупповых 25-30 минут.
5.5. Периодичность проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных
занятий в группе для детей с ТНР определяются АОП ДО, тяжестью речевых
нарушений у воспитанников.
5. Участники коррекционной работы группы для детей с ТНР
6.1. Учитель-логопед:
6.1.1. Проводит первичное обследование речевого развития детей Учреждения,
осуществляет отбор детей, имеющих по предварительному заключению ТНР.
6.1.2. Направляет с согласия родителя (законного представителя) детей, имеющих
по предварительному заключению ТНР в ТПМПК для определения
специальных условий развития и воспитания детей.
6.1.3. Подготавливает список воспитанников, зачисленных в группу для детей с
ТНР, на учебный год в соответствии с предельной наполняемостью,
установленной п.4.5 настоящего Положения.
5
6.1.4. Заполняет речевую карту на каждого воспитанника группы для детей с ТНР в
соответствии с диагнозами (общее недоразвитие речи первого, второго,
третьего уровней, дизартрия, ринолалия, алалия).
6.1.5. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных
и подгрупповых занятий в группе для детей с ТНР в соответствии с п.п. 5.2, 5.4,
5.5 настоящего Положения.
6.1.6. Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками группы для
детей с ТНР по исправлению речевых нарушений.
6.1.7. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы.
Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия,
обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей,
имеющих ТНР, их интеграцию в Учреждение.
6.1.8. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений
воспитанников группы для детей с ТНР. Корректирует содержание
коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.
6.1.9. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными
представителями) Учреждения:
– по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с
ТНР;
– по вопросам освоения АОП ДО детьми с ТНР.
6.1.10. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и воспитания детей группы для детей с
ТНР.
6.1.11. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения,
ПМПК.
6.1.12. Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по проведению
коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ТНР.
6.1.13. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению
коррекционной работы.
6.1.14. Представляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы
группы для детей с ТНР.
6.1.15. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам,
родителям (законными представителями) по профилактике речевых нарушений
воспитанников Учреждения, дает необходимые рекомендации.
6.2. Воспитатель:
6.2.1. Создает развивающую предметно-пространственную среду для преодоления
речевых нарушений воспитанников группы для детей с ТНР.
6.2.2. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области
«Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования
воспитанниками группы для детей с ТНР. Наблюдает за ходом устранения
речевых нарушений воспитанников группы для детей с ТНР.
6.2.3. Планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по
речевому развитию воспитанников группы ТНР:
6
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкальнохудожественной,
чтения;
– образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
– самостоятельную деятельность детей;
– участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных
мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в
речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей
воспитанников группы.
6.2.4. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы
для детей с ТНР во всех видах детской деятельности, самостоятельной
деятельности, режимных моментах в течение дня.
6.2.5. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками
Учреждения, родителями (законными представителями) воспитанников группы
для детей с ТНР по вопросам реализации АОП ДО.
6.2.6. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников группы для детей с ТНР. Обеспечивает заинтересованность в ее
результативности.
6.2.7. Ведет необходимую документацию по планированию и проведению с
воспитанниками группы для детей с ТНР:
– образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации
различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов,
самостоятельной деятельности;
– коррекционных мероприятий (по заданию учителя-логопеда), обеспечивающих
коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом
возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы.
6.2.8. Подготавливает ежегодный отчет о результативности усвоения содержания
основной общеобразовательной программы дошкольного образования детьми с
ТНР.
–
6.3. Заведующий Учреждением:
6.3.1. Обеспечивает условия:
– направленные на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения
ими уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме;
– направленные на профилактику нарушений в развитии устной и письменной
речи воспитанников Учреждения.
6.3.2. Обеспечивает комплектование группы для детей с ТНР:
– регистрирует детей, имеющих ТНР в «Журнале учета детей для зачисления в
группу для детей с ТНР». Ведет журнал в соответствии с требованиями по
делопроизводству;
7
приказом по Учреждению утверждает список воспитанников группы для детей
с ТНР.
6.3.3. Осуществляет контроль за работой группы для детей с ТНР.
6.4. Старший воспитатель:
6.4.1.
Координирует
взаимодействие
педагогических
работников
Учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников группы для
детей с ТНР по вопросам освоения АОП ДО.
6.4.2.
Обеспечивает
повышение
профессиональной
компетентности
педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности
родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ТНР в
вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
6.4.3.
Обеспечивает
взаимодействие
в
разработке
и
реализации
коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников
Учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания
поддержки детям, имеющим нарушения речи.
6.4.4.
Организует проведение мониторинга усвоения воспитанниками группы
для детей с ТНР содержания основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, результатов коррекционной работы. Осуществляет
анализ мониторинга и результативности коррекционной работы.
6.4.5.
Контролирует:
– применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и
компенсацию отклонений в речевом развитии детей;
– соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной
образовательной нагрузки;
– динамику устранения речевых нарушений воспитанников группы для детей с
ТНР;
– планирование образовательной деятельности, осуществляемой в процессе
организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных
моментов, самостоятельной деятельности;
– планирование коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и
компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и
психофизиологических особенностей воспитанников группы для детей с ТНР.
–
6.5. Родители (законные представители):
6.5.1.
Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого
развития ребенка.
6.5.2.
Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению
речевых нарушений ребенка.
6. Документация группы для детей с ТНР
7.1. Циклограмма.
7.2. Утвержденный список воспитанников группы для детей с ТНР.
8
7.3. Годовой план работы учителя-логопеда.
7.4. Табель посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий с
воспитанниками группы для детей с ТНР.
7.5. Речевые карты на каждого воспитанника группы для детей с ТНР.
7.6. Тетрадь индивидуальных занятий с каждым воспитанником группы для детей с
ТНР.
7.7. Календарный план индивидуальных и подгрупповых занятий с
воспитанниками группы для детей с ТНР учителя-логопеда.
7.8. Календарный план образовательной деятельности с воспитанниками группы
для детей с ТНР воспитателей.
7.9. Журнал мониторинга речевого развития воспитанников Учреждения учителялогопеда.
7.10. Тетради взаимодействия учителя-логопеда, педагогических работников
Учреждения.
7.11. Отчет о результативности коррекционной работы.
7.12. Журнал консультативной помощи и просветительской работы с родителями.
9