Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Здание ДОУ по Пр.Ленина, 77 введено в эксплуатацию в 1964 году.
Здание СП по Сони Кривой, 50 введено в эксплуатацию в 1969 году.
Здание СП2 по улице Энгельса, 61б введено в эксплуатацию, а 2019 году.
Помещения и территория ДОУ соответствуют государственным санитарно — эпидемиологическим требованиям к устройству правилам и нормативам работы ДОУ — СанПиН2.4.3648-20, нормам и правилам пожарной безопасности.
Оборудованные учебные кабинеты
Созданная в ДОУматериально-техническая база включает:
— групповые помещения, в которых пространственная среда, мебель, игровое оборудование, средства обучения соответствуют возрасту детей и индивидуальным особенностям их развития;
— оборудованный медицинский кабинеты;
— пищеблок, на 90% обеспечен современным технологическим оборудованием;
— методический кабинетподключен к сети Интернет;
— музыкально-физкультурный зал, оборудован необходимым количеством наглядного, дидактического, демонстрационного, спортивного и музыкального оборудования, которое обеспечивает всестороннее развитие воспитанников по образовательным областям;
— кабинет педагога-психолога;
— многофункциональная спортивная площадка;
-библиотека — медиатека, постоянно пополняемая новыми цифровыми ресурсами.
ДОУ оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения о пожаре, кнопкой экстренного вызова полиции; В большинстве помещений сделан современный ремонт. Значимым направлением в деятельности администрации было поддержание в исправном состоянии здания, инженерных сетей, энергоснабжения. Каждый год проводится ремонт и поверка приборов для теплоузла, средств защиты. Большое внимание уделялось благоустройству территории ДОУ. Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы и цветники.Охрану МДОУ осуществляет УВД Центрального района (тревожная кнопка). Созданные материально-технические и другие условия обеспечивают развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями нормативной базы и основной образовательной программы дошкольного образования. Произведена замена освещения в музыкальном зале пр.Ленина и С.Кривой. Ближайшее окружение ДОУ (социум): МОУ СОШ №138 г. Челябинска; МОУ СОШ №153 г. Челябинска; детская библиотека им. В. Маяковского. Конкурентное преимущество: индивидуальные образовательные маршруты, дифференцированная программа здоровья и развития, квалифицированный педагогический персонал. Миссия ДОУзаключается в расширении возможностей, а значит, привлекательности ДОУ. Данная миссия дифференцируется по отношению к различным субъектам: — по отношению к детям и их родителям ДОУ обязуется обеспечить развитие индивидуальных способностей ребенка для его успешности в дальнейшем обучении и жизни в современном обществе; — по отношению к педагогическому коллективу ДОУ создает условия для профессиональной самореализации педагога, социальной защиты и повышения квалификации; — по отношению к системе образования заключается в расширении доступности инноваций дошкольного образования посредством проведения на базе ДОУ обучающих семинаров, публикации методических рекомендаций; — по отношению к обществу миссия состоит в привлечении как можно большего числа различных субъектов к развитию и реализации дошкольного образования, расширению ресурсной (кадровой, материальной, информационной, экспериментальной и др.) базы ДОУ.
Объекты для проведения практических занятий
Объекты спорта | Назначение |
Физкультурный зал | Предназначен для проведения утренних зарядок, физкультурных праздников, развлечений, совместных мероприятий со всеми участниками образовательных отношений, способствующих формированию у детей основ здорового образа жизни, в том числе у детей с ОВЗ. Оснащен необходимым спортивным оборудованием и инвентарем. |
Спортивная площадка | Предназначена для проведения утренней зарядки (в теплое время года), физкультурных занятий, спортивных праздников, развлечений на улице, обучения ходьбе на лыжах (в зимний период), для совместных мероприятий со всеми участниками образовательных отношений по формированию у детей, в том числе у детей с ОВЗ, основ здорового образа жизни |
Прогулочные участки | Предназначены для проведения утренних зарядок (в летний период), организации двигательной активности детей, подвижных игр, наблюдений и т.д. во время прогулки, а так же для проведения педагогами индивидуальной работы с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ, по развитию основных движений. Оснащены разнообразным спортивным оборудованием (горки, металлические дуги, доски для лазания, лесенки и т.д.), малыми архитектурными формами. |
Спортивные центры групп | Предназначены для организации самостоятельной двигательной активности детей, в том числе детей с ОВЗ, проведения коррегирующей гимнастики, закаливающих процедур, а так же, для проведения педагогами индивидуальной работы с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ, по развитию основных движений. В каждом спортивном центре имеются: мячи, кегли, скакалки (по возрасту),разного вида дорожки для коррегирующей гимнастики, дуги, мешочки для метания, детские тренажеры и т.д. |
Библиотека
В методическом кабинете МБДОУ «ДС № 194 г. Челябинска» имеется фонд:учебно-методической литературы для педагогов );популярной литературы по воспитанию и обучению детей для родителей;фонд периодической печати. В каждой группе дошкольного учреждения имеется мини-библиотека с детскими книгами (сказки, рассказы, стихи, энциклопедии, мини-книжки, детские журналы).
Объекты спорта
В МБДОУ «ДС №194г.Челябинска» имеется оборудование для занятий физической культурой и спортом, приспособленное в том числе для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В Учреждении создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с реализуемыми образовательными программами. Бытовые условия в групповых помещениях и специализированных кабинетах соответствуют нормам действующих СанПиН. Прогулочные участки оснащены необходимым игровым оборудованием.
Оборудованиепомещений для проведения образовательной деятельностисоответствует основным направлениям развития обучающихся (воспитанников) и приспособлено в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Объекты спорта Назначение Физкультурный зал Предназначен для проведения утренних зарядок, физкультурных праздников, развлечений, совместных мероприятий со всеми участниками образовательных отношений, способствующих формированию у детей основ здорового образа жизни, в том числе у детей с ОВЗ. Оснащен необходимым спортивным оборудованием и инвентарем. Спортивная площадка Предназначена для проведения утренней зарядки (в теплое время года), физкультурных занятий, спортивных праздников, развлечений на улице, обучения ходьбе на лыжах (в зимний период), для совместных мероприятий со всеми участниками образовательных отношений по формированию у детей, в том числе у детей с ОВЗ, основ здорового образа жизни Прогулочные участки Предназначены для проведения утренних зарядок (в летний период), организации двигательной активности детей, подвижных игр, наблюдений и т.д. во время прогулки, а так же для проведения педагогами индивидуальной работы с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ, по развитию основных движений. Оснащены разнообразным спортивным оборудованием (горки, металлические дуги, доски для лазания, лесенки и т.д.), малыми архитектурными формами. Спортивные центры групп Предназначены для организации самостоятельной двигательной активности детей, в том числе детей с ОВЗ, проведения коррегирующей гимнастики, закаливающих процедур, а так же, для проведения педагогами индивидуальной работы с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ, по развитию основных движений. В каждом спортивном центре имеются: мячи, кегли, скакалки (по возрасту),разного вида дорожки для коррегирующей гимнастики, дуги, мешочки для метания, детские тренажеры и т.д.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельностивоспитанников и представленона официальном сайте МБДОУ «ДС №194 г.Челябинска»в разделе «Сведения об образовательной организации» подразделе «Образование» в образовательных программах, реализуемых ДОУ. Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям и подходит дляинвалидов и лицам с ограниченными возможностямиздоровья.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
«Доступность— это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб» (В.В. Путин)
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.В России началась реализация Программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная среда— это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Инклюзивное(франц. inclusif — включающий в себя, от лат.include — заключаю, включаю)или включенное образование— термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных организациях.
Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включится в образовательный процесс. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
Основные принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивное дошкольное образование
Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.
При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включенными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.
В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путем непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.
Информация о доступности МБДОУ «ДС № 194 г.Челябинска» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Специально оборудованных учебных кабинетов, а так же объектах для проведения практических занятий, объектах спорта, приспособленных и предназначенных для использования инвалидами-колясочниками ДОУне располагает.
- Детских библиотек в МБДОУ в наличиинет.
- Так же ДОУне располагаетсредствами обучения и воспитания,приспособленных и предназначенных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
- Территория прилагающая к зданию,доступна частичнодля всех категорий инвалидов. В полной доступности движения по зданию, кроме инвалидов — калясочников. Зоны целевого назначения , в данном случае это групповые помещения, музыкальный, спортивный залы находятся в полной доступности для инвалидов с опорно-двигательными нарушениями, с нарушением слуха, зрения, умственными нарушениями. Санитарно — гигиенические комнаты доступны для всех категорий инвалидов, кроме тех, кто передвигается на колясках.Таким образом, доступности всех зон и помещений для всех категорий инвалидов —НЕТ.
- В ДОУ организовано 5-и разовое питаниев соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора и Управления социального питания на основе автоматического меню, согласованное с ТО Роспотребнадзор. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. При составлении меню соблюдаются требования нормативов калорийности питания. Постоянно проводится витаминизация третьего блюда. В структурном подразделении номер2 разработано специальное меню для детей с аллергопатологией. Ежемесячно проводится анализ питания по натуральным нормам, подсчитывается калорийность. Инструкторами по гигиеническому воспитанию осуществляется ежедневный контроль качества приготовления блюд и приема пищи.
- Воспитанникине имеютдоступа к сети «Интернет».
- Воспитанникине имеютдоступа к электронным образовательным ресурсам.
- Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяне имеются.
- В ДОУне предоставляетсяобщежитие и интернат.